Для родителей

03.09.2018

Адаптация к детскому саду: от "А" до "Я"

03.09.2018

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для ее протекания

Посещение детского сада – новый и важный этап в жизни вашего малыша. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Начинать посещать детский сад непросто детям любого возраста.

Новую обстановку, незнакомых взрослых и сверстников не все дети принимают сразу и без проблем. Каждый из них проходит период «привыкания» к новым условиям и новому окружению. Этот процесс назван периодом адаптации к детскому саду. Большинство малышей реагирует
на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в детский сад или группу. И это неудивительно, ведь вся устоявшаяся жизнь ребенка меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания, новое пространственно-предметное окружение.  Ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.

Адаптация – это процесс приспособления или привыкания организма
к новой окружающей среде. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии,
а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

В успешном протекании адаптационного периода всегда заинтересовано три стороны: педагоги, родители и, конечно, ребенок.
От того, насколько каждый готов пережить этот сложный период, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет, но актуальность их не ослабевает. Это связано
со многими аспектами нашей современной жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации вращаются вокруг ребенка, именно на него направлены обеспокоенность родителей
и профессиональный взгляд педагогов.

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются, а сможет ли их ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются ТИПИЧНЫМИ для ВСЕХ детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамочки думают, что именно их ребенок «несадовский»,
а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это совсем
не так.

Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов
в организме малыша. Эти сдвиги происходят на всех уровнях и во всех системах детского организма. В новой обстановке ребенок постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту, особенно в первые дни. Приведем самые распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка
в адаптационный период.

I. ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, ПОСТУПИВШЕГО В ДЕТСКИЙ САД

Эмоции ребенка

В первые дни пребывания в садике практически у каждого малыша сильно выражены отрицательные эмоции: от хныкания, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи
с незнакомыми детьми, боится новых взрослых – воспитателей и др. сотрудников детского сада, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя
из сада на работу. Ребенок боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребенок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьет взрослого, собирающегося его оставить). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит все. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции
и «заторможенность» детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций,
он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка «одушевленная взрослым», веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие об завершении адаптационного периода. Некоторые детки еще долго будут плакать при расставании, и это совсем не говорит о том, что адаптация протекает сложно. Если ребенок успокаивается в течении некоторого времени после ухода мамы,
то все в порядке.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни социальная активность у ребенка снижается. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Необходимо помнить, что малыши 2-3 лет играют не «вместе», а «рядом» друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую бы включались несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш малыш пока не взаимодействует с другими детьми.

О том, что адаптация протекает успешно, можно судить по тому,
что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Познавательная активность

Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок
не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, понаблюдать за игрой других детей, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации кроха постепенно начинает осваивать пространство группы,
его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок начнет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации ребенок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, горшком, носовым платком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в детском саду.

Особенности речи

Словарный запас в период адаптации у некоторых детей «скудеет», могут появиться «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и словарный запас начнет обогащаться, когда адаптационный период будет завершен.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и активность дома. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление привычной активности дома, а затем и в садике.

Сон

Если вы оставляете ребенка на дневной сон, то будьте готовы к тому, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают,
или, уснув, вскоре просыпаются с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон
и дома, и в саду обязательно нормализуется.

Аппетит

В первое время посещения детского сада аппетит ребенка бывает снижен. Это связано с непривычной пищей, а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

Здоровье

Стресс приводит к тому, что иммунитет ребенка ослабевает, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ и ОРВИ вовсе не медицинская,
а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется – «бегство в болезнь». Не нужно думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм, подчиняясь этой скрытой тенденции, начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкость попадая под любое отрицательное влияние, отказываясь противостоять простуде. Любые меры по закаливанию укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны.
Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удатся преодолеть и склонность к болезням.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения
и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит
за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

II. ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЕТ ИЛИ ЧТО ПРОВОЦИРУЕТ СТРЕСС?

1. В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно
же, малыш неразрывно связан с вами и мама – это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки
и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. 

2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, малышу необходимо
здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от этого страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки имеет точное начало – отрыв от матери.

3. Обычно мальчики 2-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4. Кризис трех лет, который может наслоиться на период адаптации, иногда осложняет ее протекание.

III. КОМУ ЛЕГКО, А КОМУ ТРУДНО

Часть детей адаптируется к саду относительно легко и негативные моменты у них проходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее
и адаптация тогда длится около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении
3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой. Возможно, здесь уже можно вести речь о дезадаптации. В данном случае целесообразно прибегнуть
к помощи специалиста – психолога.
Хочу такой сайт

КОМУ АДАПТИРОВАТЬСЯ ЛЕГЧЕ?

1. Детям, чьи родители готовили ребенка к посещению детского сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться
в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли
в «садик» с игрушечными персонажами, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
Если родители использовали возможность и познакомили ребенка
с воспитателем заранее, то малышу будет значительно легче.

2. Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя их еще и на борьбу
с болезнью, это очень хороший «старт».

3. Детям, имеющим навыки самообслуживания. Это одевание и раздевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, ему не нужно тратить силы, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сформированными навыками.

4. Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны максимально приблизить режим ребенка к тому, какой его ждет в детском саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легче вставать по утрам, укладывать ребенка нужно не позднее 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдено одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимаю поход в садик как неожиданность из-за того,
что родители не готовили их к этому, не разговаривали с ними об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно
по объективным причинам. И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

IV. ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

Каждый родитель, видя, насколько крохе непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно! Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях
и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите
кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш
и какие замечательные воспитатели там работают.

2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить
ему поспать чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

3. Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, что лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

4. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и безконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте кроху, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите,
чем ругайте. Ему так сейчас нужна и важна ваша поддержка!

5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоится и переключите
на другую деятельность (игру).

6. Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

7. Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том,
как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми
и воспитателем. «Проиграйте» эту сказку с игрушками. И в сказке и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому
ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается, чтобы малыш понял – мама обязательно за ним вернется.

V. ОБЕСПЕЧЬТЕ СПОКОЙНОЕ УТРО

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании.
Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы и у малыша прошел спокойно?

1. Главное правило такое: спокойна мама – спокоен малыш. Кроха «считывает» вашу неуверенность и еще больше переживает.

2. И дома и в саду говорите с ребенком уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником
при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

3. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым
ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает
от себя, продолжая переживать после его ухода.

4. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания.

5. Придумайте свой ритуал прощания (например: поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно
и не оборачиваясь. Чем дольше вы «топчетесь» в нерешительности,
тем сильнее переживает малыш.

VI. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать
ни в коем случае:

1. Нельзя наказывать или сердиться на кроху за то, что он плачет
при расставании или дома при упоминании необходимости идти в детский сад. Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание
о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите,
что вы его очень любите и обязательно придете за ним.

2. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи
в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие
и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую  тревогу.

3. Нельзя пугать детским садом («вот будешь себя плохо вести, опять
в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет
ни любимым, ни безопасным.

4. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

5. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,
если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или, даже, полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

VII. ПОМОЩЬ НУЖНА ЕЩЕ И РОДИТЕЛЯМ!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том,
как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находятся в не меньшем стрессе
и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда
ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право
на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения ребенка от родителей,
и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда
они видят, как переживает кроха, а ведь первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СЕБЕ, НУЖНО:

1. Быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка
в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений
в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно
на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо легче и быстрее.

2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребенок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается
с самым дорогим человеком – с мамой! Он пока не знает, что вы за ним  обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете,
что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

3. Воспользоваться помощью, если в детском саду есть психолог.
Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и, уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после
их ухода. Эту информацию предоставляет психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации или воспитатели.

4. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие
в этот период те же чувства. Поддерживайте друг друга, делитесь, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте
и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети «проживают» его по-разному.
Но, привыкание к ДОУ, это еще и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка и помочь в преодолении трудностей.

Сил и терпения вам, дорогие родители!

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».